uCoz

Аяз–кала

Содержание

Крепость в честь раба Малоизвестная история Аяз-кала-1 Аяз-кала-2 Аяз-кала-3 Пограничная крепость Библиография

Недалеко друг от друга расположены три крепости, условно называемые Аяз-кала-1, Аяз-кала-2 и Аяз-кала-3. Первая из этих крепостей занимает вершину большого холма с крутыми склонами, который возвышается над окружающей долиной примерно на 60 м. У склона этой скалы, на вершине холма высотой около 30 м, приютилась маленькая крепость Аяз-кала-2. У подножья холмов сегодня раскинулась долина с занесёнными песками такырами. Однако раньше здесь был крупный город с домами из кирпича-сырца или пахсы (прессованная глина) и обширными дворами. Посреди этого города стояла крепость Аяз-кала-3.

GPS-координаты крепостей Аяз-кала-1, Аяз-кала-2 и Аяз-кала-3:
42° 0'38.42"С – 61° 1'37.55"В
42° 0'50.85"С – 61° 1'44.83"В
42° 0'19.78"С – 61° 1'50.08"В

Крепость в честь раба

Как назывался город во времена, когда в нём бурлила жизнь, а это примерно II–IV вв. н.э., мы не знаем. Аяз-кала — название позднее, которое связывают с именем героя-раба Аяза, добивавшегося руки царевны, обитавшей в крепости Кыркыз вместе со своими сорока подругами. Надо заметить, что рабы на Востоке порой делали головокружительную карьеру, превращаясь в самостоятельных правителей государства. К примеру, Кутб уд-дин Айбак, бывший гулям (араб. «раб») афганского правителя Мухаммада Гури, стал независимым правителем Северной Индии и основал первую из династий Делийского султаната. Таким, по легенде, был и Аяз-хан, бывший раб, благодаря мудрости и справедливости сделавшийся правителем государства.

Малоизвестная история

Об истории Хорезма в первые века нашей эры, когда кипела жизнь в Аяз-кале, известно очень мало. Лишь отрывочные сведения сасанидских и византийских источников и намного более поздние описания хорезмийского учёного аль-Бируни (973–1048), дополненные археологией, позволяют пролить какой-то свет на историю региона в то время.

Во II–III вв. н.э. Хорезм входил в состав Кушанского царства, весьма крупного государственного образования, территория которого приходилась на современные государства Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Хорезм в это время процветал. Здесь наблюдался переход от укреплённых общинных поселений к замкам аристократии и неукреплённым деревням, состоящим из отдельных усадеб, в которых проживали большие семьи. В городах выделяется цитадель — замок правителя.

В 227 г. в битве при Хормиздагане Арташир, внук Сасана, нанёс поражение парфянскому царю Артабану и прямо на поле боя принял титул шахиншаха («царь царей»). Парфянское царство пало, а на смену ему в Иране пришла династия Сасанидов. Во второй половине III в. начинается мощное наступление сасанидов на восток, что приводит к гибели среди прочих и Кушанское государство. Не остаётся в стороне от этих событий и Хорезм, хотя даты походов сасанидов в Хорезм и их результаты остаются спорными. По одним сведениям ещё Арташир I (правил в 227–241 гг.) захватил Балх, Мерв и Хорезм. Однако в победной реляции Шапура I (правил в 241–272 гг.) утверждается, что границы его завоеваний в Средней Азии доходили до Кеша, Согда и гор Шаша, но Хорезм в этом списке отсутствует. При этом царе была какая-то «война с хорезмийцами», но, видимо, неудачная для Шапура I. Следовательно, если завоевание Хорезма при Арташире I и имело место, то оно было недолгим. Тем не менее, Хорезм в III в. находился в состоянии упадка: наблюдался кризис государственности, собственные монеты не чеканились.

В начале IV в. н.э. к власти в Хорезме приходит царь Африг (тронное имя Вазамар), основавший династию хорезмшахов Афригидов (Вазамаридов), которая правила Хорезмом с 304 по 995 гг. Эта династия правила 700 лет — дольше, чем какая-либо другая в Центральной Азии. Однако на протяжении этих веков Афригиды не раз находились под сюзеренитетом более мощных государственных образований (эфталитов, Тюркского каганата, Омейядов и Саманидского государства). И тем не менее, Афригидам удавалось печатать собственные серебряные монеты с древним арамейским титулом MLK’, что переводится как «царь», и характерной тамгой (фамильный знак).  Столицей Хорезма при Африге становится город Кят.

В IV города начинают пустеть, происходит переход к расселению в сельской местности. В последующие века Хорезм представлял собой страну с многочисленными замками аристократии и тысячами укреплённых крестьянских усадеб.

Аяз-кала-1

Аяз-кала-1 — большая крепость на вершине скалы с хорошо сохранившимися руинами крепостных стен. В плане крепость четырёхугольная и напоминает искажённый прямоугольник, а точнее трапецию. 

Стены этой крепости достигают в толщину почти 5 м и состоят из двух стен, внешней и внутренней, перекрытых сводом. По верху сводчатой галереи проходил боевой ход с типичной для античного Хорезма стрелковой галереей со стреловидными бойницами.

Ширина боевого хода 2,3 м. Стреловидные бойницы в самом широком месте достигают 20 см. Со стороны боевого хода высота бойниц всего 60–80 см, но снаружи их высота намного больше (примерно 3 м), так как наружу бойницы сильно скошены вниз, выполняя функцию машикули.

Вдоль стен весьма часто поставлены многочисленные — не менее 35 — полукруглые башни. Любопытно, что на углах две смежные башни образуют сочетание в форме «ласточкин хвост».
По мнению С. П. Толстова, полукруглая форма башен не характерна для античных крепостей и ближе афригидским укреплениям. Поэтому исследователь датирует Аяз-калу-1 серединой или концом кушанского времени, периодом не ранее II и не позднее IV в. н.э.

На южной стороне крепости устроен большой воротный комплекс. Перед воротами в основной стене выстроен прямоугольный в плане барбакан с собственными полукруглыми башнями. Ворота в барбакане находятся на восточной стороне. Таким образом, проезд от внешний ворот к внутренним совершает поворот под прямым углом (так называемый Г-образный, или коленчатый, проезд). Такие большие внешние хорошо укреплённые воротные комплексы очень характерны для городов-крепостей Хорезма.

Внутри периметра стен находится совершенно пустой двор. Нет никаких следов построек. Полагают, что гарнизон крепости размещался в сводчатых помещениях в стенах, что характерно для оборонительного зодчества Хорезма. Не исключено, что крепость служила убежищем для населения города и окрестных селений.

Аяз-кала-2

Судя по размерам и положению, скорее всего, это был замок, то есть резиденция какого-то аристократа и его семьи. Вполне возможно, правителя города.

Первоначально замок имел овальный план и в таком виде был построен примерно тогда же, когда и Аяз-кала-1. Однако в афригидское время он получил прямоугольную пристройку, а верхняя часть сооружения была коренным образом перестроена. Именно тогда стены замка получили декоративное оформление полуколоннами с ложными бойницами. А под колоннами выходят реальные отверстия бойниц-машикули. После этого замок Аяз-кала-2 стал одним из наиболее эффектным произведений раннеафригидской архитектуры. Памятник относится к двум эпохам — кушанской и афригидской.

Ещё одна любопытная деталь декора этого замка — поребрик на стене пристройке. Это линия из кирпичей, уложенных под углом к поверхности стены. Расположен он высоко и над обрывом, но производит сильное впечатление.

На северной стороне замка — на стороне, обращённой к крепости Аяз-кала-1, — видна воротная арка. По-видимому, это и были первоначальные ворота замка, которые через туннель выводили в середину внутреннего двора, где в наши дни можно видеть округлое углубление. Сегодня арка завалена и прохода здесь нет. Но мастерство древних строителей, выполнивших из кирпича-сырца такие сложные декоративные архитектурные элементы, как арка, поребрик и полуколонны, вызывает невольное уважение.

Стены первоначального замка Аяз-кала-2, по-видимому, были двойными, как и в Аяз-кала-1, и использовались как жилые помещения. Внешние стены прорезаны бойницами через каждые 3 м.

Аяз-кала-3

Эта крепость сохранилась хуже других и многие туристы её даже не замечают, так как стены превратились в оплывшие валы. В плане крепость представляла параллелограмм размерами 180 х 260 м. Вдоль стен стояли многочисленные башни. У северной стены на мощном цоколе находилось большое многокомнатное здание, занимавшее площадь около 2400 квадратных метров и включавшее примерно 40 комнат. Это был укреплённый дворец, или цитадель: по середине каждой из трёх стен, кроме стены, примыкавшей к внешней крепостной стене, размещалась небольшая квадратная башня. Такие квадратные башенки по середине стен были характерной особенностью хорезмской архитектуры того времени: они встречаются и в других памятниках (Кюнерли-кала, Кызыл-кала).

Внутри дворец-цитадель Аяз-калы-3 делился двумя идущими крест-накрест коридорами на четыре сектора, каждый из которых в свою очередь подразделялся на множество небольших комнат. К сожалению, до наших дней дворец дошёл лишь в виде большого бугра высотой не более 3,5 м.

Любопытно, что кроме этого многокомнатного дворца-цитадели в крепости Аяз-кала-3 не было никаких построек. Огромный двор был совершенно пустым. Не исключено, что крепость Аяз-кала-3 использовалась в качестве убежища на случай военной опасности для населения города вместе со скотом — самым ценным имуществом простых жителей того времени.

Пограничная крепость

Аяз-кала-1 господствует над окружающей пустыней, а далеко на восток была вынесена сторожевая башня, дошедшая до нас в руинах. Пограничное положение Аяз-калы заставляет предположить, что город, и в первую очередь крепость Аяз-кала-1, имел важное стратегическое значение на подступах к Хорезму.

Полагают, что возник город и все его три крепости единовременно и функционировали они как один большой комплекс. Где-то в IV вв. н.э. город был заброшен. Однако находки керамики XI–XIII вв. в крепости Аяз-кала-1 заставляют полагать, что во времена Великих Хорезмшахов эта крепость испытала возрождение и снова стала пограничным укреплением Хорезма. По-видимому, она входила в пограничную цепочку укреплений раннесредневекового Хорезма, протянувшуюся от Эрес-калы до Аяз-калы. 

На окружающих Аяз-калу-1 территориях не обнаруживается никаких признаков жизни в XI–XIII вв. Это свидетельствует, что только крепость Аяз-кала-1 с размещённым в ней военным гарнизоном продолжала функционировать, в то время как вокруг были мёртвые земли и развалины.

Библиография

Толстов С.П. Древний Хорезм: Опыт историко-археологического исследования. М.: МГУ, 1948.

Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

Толстов С.П. Древности Верхнего Хорезма (основные итоги работ Хорезмской экспедиции ИИМК 1939 г.) // ВДИ. 1941. № 1 (14). С. 155–184.

Хорезм в истории государственности Узбекистана. Ташкент, 2013.

Собиров К. Хоразмнинг кишлок ва шахарлари мудофаа иншоотлари (мил. авв. VI – милодий IX асрлар). Тошкент, 2009.