Лидский замок
Лидский замок
Замковое строительство в Великом княжестве Литовском
К середине XIII в. в Восточной Европе образовалось новое государство — Великое княжество Литовское, которое, быстро расширяясь, в XIV в. приобрело огромную территорию, в которую входили такие нынешние государства, как Беларусь, Литва, бóльшая часть Украины, часть России, Польши, Латвии, Молдавии. Многие русские земли присоединились к ВКЛ в надежде найти защиту от монгольского завоевания и агрессии крестоносцев — Тевтонского и Ливонского орденов.
Сложение государства, развитие торговли и частые войны с соседями способствовали замковому строительству. На смену древо-земляным замкам постепенно приходили каменно-кирпичные. Иногда только главную башню возводили из кирпича или камня, а крепостная ограда оставалась древо-земляной. Кирпичная главная башня от такого замка прекрасно сохранилась в Каменце. Раньше подобные башни были и в других крепостях — Бресте, Турове, Полоцке, Гродно, Новогрудке.
Но уже со второй половины XIII в. строились и полностью каменно-кирпичные замки. Моду в ту пору здесь задавали крестоносцы Тевтонского и Ливонского орденов. С XII по XIV в. у них, особенно у Ливонского ордена, были распространены замки-кастели — тип замка, который в XV в. эволюционировал в замки-конвенты. И тот, и другой тип представляли собой регулярный в плане замок с четвероугольником стен и редкими башнями по углам. Замок-конвент отличался тем, что к его стенам изнутри были пристроены четыре флигеля для жизни и деятельности братьев-рыцарей ордена. Полагают, что регулярная планировка этих замков была занесена в Северную Европу немецкими крестоносцами из арабо-византийского мира.
Подобно ранним немецким замкам-кастелам, литовские замки поначалу имели слабо вынесенные за контур оборонительных стен башни, либо не имели их вовсе. Но с появлением и развитием огнестрельного оружия тактика обороны изменилась, что сказалось и на военной архитектуре: в литовских замках появились фланкирующие башни, изменилась форма и расположение бойниц . Если Ковенский замок (предположительно вторая половина XIII в.) еще был лишен башен, то Медницкий (конец XIII – начало XIV в.), Лидский (XIV в.) и Кревский (XIV в.) замки при регулярном или почти регулярном плане уже имели две-три стеновые башни, правда, не всегда выступавшие за периметр стен. Малое число башен и отсутствие выноса их за периметр стен сводило на нет преимущества регулярной планировки и сильно осложняло оборону замка, так как фланговый огонь был невозможен. По сравнению с синхронными французскими или английскими замками литовские замки-кастелы были довольно архаичными, но вполне соответствовали своему времени и месту. Только в XV в. замки ВКЛ приобретут многочисленные выступающие за периметр стен башни.
По сравнению с немецкими образцами, литовские замки-кастелы были больше по размеру и не имели такой строгой регламентации внутреннего пространства. Их строили обычно на холме в заболоченной местности при слиянии двух рек, что давало дополнительные внешние преграды, но не позволяло расширять замок.
От лагербурга до двухбашенного кастела
Лидский замок был заложен в 1323 г. по приказу князя Гедимина и строился около 5 лет. Следуя местным традициям, строители возвели замок на подсыпанном островке в болотистой местности при впадении речушки Каменки в речку Лидею. С севера откопали ров шириной около 20 м, который соединил две реки и отделил замок от города.
В плане замок имеет форму трапеции с размерами сторон 93,5 х 83,5 х 80 х 84 м. Все стены замка прямые. Они высокие 12 м, но довольно тонкие (толщина внизу 2 м, вверху всего 1,5 м). Стены сложены из горизонтальных рядов валунов с прослойками из кирпича. Из кирпича выполнен также верх стен и башен и сложные архитектурные детали (воротные арки, углы, бойницы, своды в нижних ярусах башен). В верху стен, под парапетом, фасад украшен кирпичным арочным пояском. Это не ложные машикули, а именно декоративный поясок, в котором некоторые ученые видят сакральную семантику, защитный символ, привнесённый на стены замка из храмового строительства.
Стены завершаются боевым ходом, прикрытым снаружи сплошным парапетом толщиной 0,7 м с бойницами. Бойницы трёх разных типов, отличаются формой и размерами, чередуются вдоль стен через каждые 2,4 м. Возможно разные бойницы предназначались для разных видов оружия: луков, арбалетов, позднее ручного огнестрельного оружия. Так как стена вверху очень узкая, боевой ход устроен на консольных деревянных балках.
В стенах замка сделано три арочных воротных проёма: два в восточной стене и один в южной. Проёмы в восточной стене отличаются размерами и перекрытием. Больший проём имеет ширину 4,5 м и высоту 6 м, перекрыт полуциркульной аркой. Меньший проём шириной 2,5 м и высотой 3 м перекрыт стрельчатой аркой. Более того, малый проём находится на уровне земли, а больший приподнят на 2,5 м. Полагают, что меньшие ворота служили повседневным «черным входом», то есть им пользовались простые смертные. А большие ворота, видимо, открывались только в особых случаях — для торжественного въезда князя или знатных гостей. Недаром над бóльшими воротами красовался герб Великого княжества Литовского — Погоня (вооружённый всадник). К бóльшим воротам, должно быть, вёл деревянный мост, у которого была подъёмная секция.
Проём в южной стене имеет ширину 2 м, высоту 3,9 м и расположен на высоте около 2 м над поверхностью земли. Долгое время исследователи считали его запасным выходом для вылазок гарнизона или побега в критические моменты . Однако, как справедливо отметил А. Н. Кушнеревич, высота расположения этого выхода и его размеры исключают возможность незаметно покинуть замок. Поэтому это были просто ещё одни ворота (Малая брама), к которым вёл деревянный мост.
Сегодня замок имеет две башни — в юго-западном и северо-восточном углах. Обе башни почти квадратные, с длиной сторон около 11 и 12 м соответственно. Долгое время считалось, что башня в юго-западном углу была построена одновременно со стенами замка . Однако А. Н. Кушнеревич доказывает, что она была возведена чуть позже стен, но тоже где-то в первой половине XIV в. Другая — северо-восточная башня — была пристроена в конце XIV – начале XV в. Обе башни пристроены к стенам замка изнутри и без перевязки кладки со стенами.
Таким образом, сначала Лидский замок имел вид четырёхугольника без башен, затем у него появилась одна башня, а позже — вторая башня. Невыступающие наружу башни и отсутствие навесных бойниц-машикулей несомненно делало оборону очень сложной задачей.
Ради Лидского замка о вражде забыли даже англичане с французами!
Лидский замок был лакомым кусочком и повидал немало завоевателей. После смерти Гедимина его сыновья Кейстут и Ольгерд стали править совместно и не боролись за власть. После смерти Ольгерда в 1377 г. Кейстут признал Ягайло, старшего сын Ольгерда, великим князем и продолжал своё любимое занятие — войну с крестоносцами (Тевтонским и Ливонским орденами). Однако Ягайло решил, что ему этого мало, да и влиятельного дядю своего сильно опасался. Поэтому в 1380 г. втайне от Кейстута он заключил сначала перемирие с Ливонским орденом, а затем столь же тайный Довидишковский договор с Тевтонским орденом, тем самым подставив под удар крестоносцев земли Кейстута. Последний, понятное дело, обиделся. Разразилась гражданская война, в ходе которой с одной стороны выступали Кейстут и его сын Витовт, а с другой — Ягайло. Последнему удалось заманить отца и сына на переговоры, пленить их и заключить в Кревский замок. Вскоре Кейстут был найден мёртвым (полагают, был убит по приказу Ягайло). А Витовту удалось бежать, переодевшись в женское платье. В ходе борьбы с двоюродным братом Витовт дважды бежал в Тевтонский орден и просил там помощи. Понятное дело, крестоносцы были только рады вмешаться в дела ослабевшего соседа. Поэтому их отряды вместе с отрядами Витовта дважды появлялись у стен Лидского замка, который входил во владения Ягайло. Первый раз это случилось в 1384 г. После продолжительной осады и штурма замок пал. Второй раз объединённое войско появилось под стенами замка в 1392 г., причем на этот раз в походе принял участие даже отряд английских рыцарей под командованием графа Нортумберлендского. Руководивший обороной князь Дмитрий Корибут, напуганный видом противника, под покровом ночи сбежал из замка вместе с гарнизоном.
В следующий раз враг появился под стенами замка в 1394 г. На этот раз в войске крестоносцев были не только английские, но ещё и французские рыцари. По-видимому, ради такой добычи англичане и французы сочли возможным забыть, что шла Столетняя война между Англией и Францией. Но на этот раз захватчикам ничего не досталось: горожане сожгли свои дома, заперлись в замке и героически отбили все штурмы.
Выдержал замок и другие осады. 5 августа 1406 г. под его стенами появились отряды смоленского князя Юрия Святославича, который пришел выручить из неволи свою семью, пленённую годом ранее Витовтом в Смоленске. Однако Юрию Святославичу не повезло: защитники отбили все штурмы. Не удалось взять замок и князю Свидригайло в 1433 г. Появившиеся под стенами замка в 1506 г. крымские татары даже не решились на штурм и ушли ни с чем. История боевой службы Лидского замка является прекрасным примером того, что не мощь фортификации определяет её обороноспособность, а боевой дух защитников: простенький и для XIV–XV вв. архаичный с точки зрения фортификации замок неоднократно оказывался «не по зубам» противнику, если гарнизон готов был героически сражаться.
С 1396 по 1399 гг. в Лидском замке жил в изгнании золотоордынский хан Тохтамыш. Тот самый, который воспользовавшись плодами победы русского оружия над ордой Мамая в Куликовской битве (1380), сумел объединить Золотую Орду, совершил поход на Москву и разорил город (1382), но затем был сам разбит Тамерланом (1395) и вынужден бежать. Тохтамыш предложил Витовту все русские земли в обмен на помощь в возвращении престола в Сарае. Предложение было заманчивым, и Витовт не смог устоять. Но что-то пошло не так… Витовт подготовил и выступил в масштабный поход, однако закончился он полным разгромом его войска на реке Ворскле (1399). Вместе с поражением рухнули и мечты Витовта и Тохтамыша.
С 1434 по 1440 гг. Лидский замок был прибежищем ещё одного изгнанника — хана Хаджи Гирея I, который, возможно, и родился в Лиде, где жил в изгнании его отец. Хаджи Гирею повезло больше, чем Тохтамышу: при поддержке Великого княжества Литовского он смог овладеть Крымским полуостровом и стать основателем независимого Крымского ханства (впоследствии сильно досаждавшего Литве, России и Польше).
Летом 1659 г. во время русско-польской войны Лидский замок был осаждён 30-тысячной армией воеводы Никиты Хованского, после продолжительной осады и артиллерийского обстрела был взят штурмом. От артобстрела он сильно пострадал, но ещё больше разрушений ему нанесли шведы, которые в 1702 г. взорвали башни замка. Никакого военного значения к тому времени замок уже не имел. После этого замок пришел в полное запустение. Однако Тадеушу Костюшко, возглавившему польское восстание в 1794 г., удалось ненадолго снова привести замок в боеспособное состояние. Но ведь Тадеуш Костюшко прославился как военный инженер ещё в Войне за независимость США.
Библиография
Кушнярэвiч А.М. Мураваная дабастыённая фартыфiкацыя Вялiкага княства Лiтоӯскага. Мiнск, 2011.
Ткачоÿ М.А. Абароныя збудаваннi заходнiх зямель Беларусi XIII–XVIII стст. Мiнск, 1978.
Ткачев М.А. Замки Беларуси. Минск, 2005.